Мир путешествий и приключений
Fair.ru Ярмарка сайтов

Чехия

Прага история и современность

Во второй половине VI в. славянские племена, в том числе чехи, обосновались в долине реки Влтава — на месте их поселений и выросла впоследствии "Злата Прага". Около VII в. здесь возвысился род Пржемысловичей (Пшемысловичей), правивший потом в этом краю в течение четырех столетий.
Именно Пржемысловичи на рубеже IX-X вв. основали на противоположных берегах Влтавы две крепости: Градчаны и Вышеград. В те же времена тут проповедовали Святые братья Солунские Кирилл и Мефодий, просветители славян. Именно по их инициативе в Праге началось строительство христианских храмов: первый князь Борживой и его преемники построили внутри кремля церковь Девы Марии, базилику Св. Георгия (905), а также ротонду (круглый храм) Св. Вита (925). На месте этой ротонды позже возникла церковь, посвященная Св. Вацлаву (Вячеславу), чешскому князю, павшему в 935 г. от руки его брата Болеслава. В 937 г. в Праге была учреждена епископия — соединение религии и светской власти со временем все более укреплялось, а в 1039 г. князь Бретеслав I издал указ, обязывавший всех своих подданных принять христианство. В 1085 г. Генрих IV, император Священной Римской империи, вассалом которой уже с X в. являлась Чехия (или, как ее называли в старину, Богемия), признал королевский сан Братислава II, взошедшего на трон еще в 1061 г. С XII в. в городе стали процветать торговля и ремесла, а в области искусства прочно установился романский стиль. Около 1170 г. над Влтавой появился мост Юдифи — первая каменная переправа в Праге. На правом берегу реки уже давно стояло Старе Место, а в 1257 г. Оттокар II Пржемысл учредил статус города для левобережного поселения, прозванного Малой Страной (то есть стороной). В 1278 г. в битве на Мархфельде император Рудольф I Габсбургский разбил Оттокара II, отняв часть территорий Чехии и Моравии. В 1305 г. на трон Чехии взошел последний из Пржемысловичей, Вацлав III, который, впрочем, правил недолго: его убили спустя год. От брачного союза его дочери Елизаветы и короля Яна Люксембургского родился сын Карл. В 1346 г. он короновался как король Карл I, а в 1355 г. его провозгласили Карлом IV, императором Священной Римской империи. Период его правления (1346-1378) ознаменовал расцвет Праги: она стала императорской резиденцией, а в 1338 г. здесь был учрежден собственный муниципалитет. В ту же эпоху был перестроен кремль, вырос Новый Город, возведен Карлов мост, начато строительство собора Св. Вита, возникло множество монастырей, открыт немецкоязычный университет (помимо уже существовавшего немецкого "отделения" Каролинума), а пражский Владыка получил сан архиепископа. В 1356 г. Карл IV издал Золотую буллу, по которой чешское королевство получило независимость от империи, а ее король — титул первого курфюрста.
При сыне Карла Вацлаве IV, взошедшем на трон в 1378 г., Прага утратила статус императорской резиденции. В 1389 г. здесь случился ужасный погром: горожане посчитали, что местные евреи были виноваты во вспышке эпидемии чумы. Тогда же христианское население стали потрясать беспорядки на религиозной почве. На первый план выдвинулся чешский проповедник и патриот Ян Гус, протестовавший против коррупции Католический Церкви и засилья немецкого дворянства. На первом этапе пламенного реформатора поддержал король Вацлав, но в 1412 г. Гуса отлучили от Церкви и изгнали из Праги. Он желал, однако, отстоять свои идеалы и отправился на Собор в Констанце, но был брошен там в темницу, а 6 июля 1415 г. сожжен как "нераскаявшийся еретик". Трагическая смерть Гуса превратила его в национального героя. Тяжелая политическая ситуация не облегчилась с восшествием на трон императора Сигизмунда. В 1419 г. пражане ворвались в ратушу Нового Города и выбросили из ее окна двух советников-католиков. Так начались кровопролитные Гуситские войны, причем чехи-гуситы воевали не только против католического императорского войска, но и между собой, ибо разделились на два враждующих лагеря — гуситов умеренных (чашников) и радикальных (таборитов). Эти две партии сошлись в битве при Липанах в 1434 г., которая закончилась победой чашников, признавших своим государем императора Сигизмунда. В 1448 г. чашники, ведомые Йиржи Подебрадским, заняли Прагу. Король-гусит, отлученный от Церкви, тем не менее, успешно правил страной (с 1458 по 1471 гг.). При нем столица Чехии познала новый период расцвета, продолжавшийся, несмотря на религиозные распри, и при приемнике Йиржи, Владиславе II Ягеллоне. В 1516 г. чешскую корону получил Людовик Ягеллон, спустя десять лет погибший в битве при Мохаче. В результате пражский трон достался династии Габсбургов.
При их правлении Прага снова стала императорской резиденцией, и здесь опять расцвели экономика и искусства. Впрочем, жители города никак не могли смириться с ультракатолицизмом Габсбургов. В 1618 г. убийство в кремле двух чиновников-католиков послужило поводом к началу Тридцатилетней войны. Поражение реформаторов у Белой горы в 1620 г. обозначило полный и окончательный крах гуситского движения, а Чехия потеряла свои политические и религиозные привилегии. Вестфальский мир 1648 г. окончательно утвердил абсолютное господство Габсбургов в этой стране. В течение нескольких столетий Чехия была относительно спокойной и благополучной страной. Однако под влиянием европейской революции национальное самосознание чехов опять пробудилось: разразилось Пражское восстание 1848 г. Оно приобрело неизбежную религиозную окраску — на первый план опять вышли протестанты, добившиеся на этот раз признания их прав. После распада Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны, Чехословакия получила, наконец, независимость. Главой юной республики был избран Томаш Масарик. Его преемник Эдуард Бенеш в 1935 г. заключил союз с СССР о взаимопомощи. В 1938 г., после Мюнхенского сговора, в результате которого часть страны отошла к нацистской Германии, он сбежал в Лондон, где организовал движение Сопротивления. В 1945 г. пражане восстали против немецких оккупантов, способствуя возвращению Бенеша и вхождению в Прагу советской армии. Три года спустя к власти пришел Клемент Готвальд, генсек компартии: в стране началась сталинизация. В 1968 г. чехословацкий лидер Александр Дубчек попытался придать местному социализму "человеческое лицо": началась знаменитая Пражская весна. Однако процесс демократизации был грубо прерван войсками стран Варшавского договора, оккупировавшими Прагу. Начиная с 1977 г., при правительстве Густава Гусака, в столице Чехословакии действовало движение правозащитников, учредивших так называемую "Хартию-77". В 1989 г. взорвалась "бархатная" революция — пражане мирным путем свергли тоталитарный режим, избрав своим президентом литератора и диссидента Вацлава Гавела. Оккупационные советские силы покинули страну, и она разделилась на два независимых государства. В 1993 г. Прага стала столицей новой независимой республики Чехии.

Староместская площадь Праги

Староместская площадь Праги



Поиски исторических корней Праги следует начинать именно здесь, в волшебном Старе Место, сердце города.

Прага

Отсюда, от Староместской площади, следует отправиться в небольшое путешествие по живописному кварталу, старые улочки которого откроют волнующие страницы местной истории. Вокруг этой площади на рубеже Х-Х1 вв. обосновалась первая колония купцов, придавшая кварталу характерный торговый облик, не изменявшийся в течение веков. В правление Собсслава I (1125-1140) здесь находился главный пражский рынок. С того времени Старый Город превратился в важнейший городской квартал, и поэтому здесь обосновались купцы из разных уголков Европы и возникли многочисленные общественные и частные здания. При Вацлаве 1 (1230-1253) Старе Место получило статус города, но лишь веком спустя, в 1338 г.. здесь была учреждена собственная ратуша, разместившаяся на Староместской площади — так этот район выдвинулся на первый план политической жизни Праги. На юго-восточном углу площади стоит внушительный Тынский храм, второй по значению в городе после собора Св. Вита. Его возведение началось в 1365 г. на месте, где с 1270 г. стояла готическая церковь, а закончилось лишь во второй половине XV в. С момента открытия храма, поставленного перед "Тыном" ("Унгелътом"), где с XI в. Жили иностранные купцы, он превратился в эпицентр распространения реформаторских идей Яна Гуса и оставался главным гуситским храмом почти три столетия. Таким образом эта церковь приобрела и политическое значение — именно в ней Йиржи Подебранский, отлученный от Церкви чашник, приказал отслужить торжественную литургию, войдя со своими войсками в Прагу в 1448 г. (в 1458-1471 гг. Йиржи правил Чехией как король). Поражение гуситов в битве при Белой горе 1620 г. и наступившая католическая реакция вызвали и изменения в облике храма. Его интерьер был переделан в стиле барокко, пышность которого так не соответствовала реформаторским устремлениям (до сих пор виден сильный контраст между новыми барочными наслоениями и старым скромным декором, присущим, например, купели 1414 г.). С фасада храма сняли золотую чашу — символ чашников, умеренной ветви гуситского движения: се золото расплавили для изваяния Мадонны, водруженной потом на фронтон. Официально храм стал называться церковью Девы Марии Тынской (здесь, кстати, похоронен знаменитый датский астроном Тихо Браге). Перед храмом стоит ряд красивых зданий различных эпох: дом Тына (XV в.), дом Белого Единорога (XVIII в.), средневековый дом Каменного колокола с прелестным готическим фасадом. За ними — грациозный особняк Гольца Кинского в стиле рококо, построенный во второй половине XVIII в. Особенно интересен его изящный фасад с элегантной лепниной и аллегорическими статуями четырех стихий.
Перед особняком Кинского в начале XX в. водружен внушительный бронзовый памятник Ягу Гусу, изваянный скульптором Ладиславом Шалоуном и открытый 6 июля 1915 г., в день 500-летия гибели знаменитого реформатора, сожженного в Констанце за "ересь" и ставшего олицетворением чешского патриотизма.
Величественная фигура героя доминирует над несколькими скульптурными группами, изображающими различные события: подъем гуситского движения, изгнание Гуса, а также символ чешской нации — мать с ребенком. В 1918 г., спустя три года после открытия памятника Гусу, стоявшая рядом колонна Девы Марии, установленная в XVIII в. в знак победы като¬лической реставрации, была снесена пражанами. Здания на северо-восточной стороне площади появились на рубеже веков на месте хаотичной застройки еврейского квартала, частично разобранной в процессе урбанистических преобразований Праги. Квартал находился в глубине этой части площади и насчитывал сотни жилых домов. Среди вновь появившихся построек наибольший интерес представляет нынешняя резиденция Министерства экономики, появившаяся в самом конце XIX в. и запоминающаяся восхитительным фасадом в стиле "модерн". Справа от него — бывший Паулинский монастырь (XVII в.), слева — любопытный дом в необарочном стиле (начало XX в).
На северо-западном углу площади высится грандиозная церковь Св. Николая (Микулаша), один из самых древних и исторически важных храмов города. Он возник в XIII в., когда в этих местах обосновалась колония немецких торговцев, решивших построить собственный храм и посвятить его Св. Николаю Чудотворцу, небесному покровителю купцов. Первоначальная готическая конструкция не раз трансформировалась, а в 1732-1737 гг. она была полностью переделана в барочном стиле зодчим Килианом Игнацом Динценгофером. В XVII в. церковь Св. Микулаша передали отцам-бенедиктинцам, а сейчас она принадлежит Гуситской Церкви. В ее истории случались эпизоды и нерелигиозного характера: в XIII в., например, когда Старый Город еще не имел собственной ратуши, именно здесь располагались муниципальные службы, а в 1785 г., после секуляризации, предпринятой Иосифом II, в постройке разместился архив, а затем — концертный зал. Экстерьер здания запоминается двумя башнями-близнецами, обрамляющими центральный купол, а также богатым декором из архитектонических элементов и лепнины. Не менее хорош и интерьер, где царствует скульптура, превосходным образом гармонирующая с внутренним пространством. Ценно и живописное убранство, в состав которого входят фрески с Житием Св. Николая Чудотворца, а также ветхозаветные сюжеты на плафоне купола, написанные немецким живописцем Петером Асамом Старшим.
Западная сторона площади почти всегда занята сувенирными лавками, здесь же стоят кареты и повозки для туристов. В ее южном углу — башня муниципалитета, Староместской ратуши. Старинная ратуша со знаменитыми астрономическими часами — осмотреть их стремятся все посетители Праги — состоит из зданий, построенных в различные эпохи и в различных стилях. Кроме уже упомянутой башни, это дом "У минуты", известный красивым фасадом, декорированным мифологическими сюжетами в технике сграффито (XVII в.), а также тем обстоятельством, что здесь жила семья Кафки.

Прага


Когда в 1338 г. Ян Люксембургский дал Праге право учредить собственный муниципалитет, город выбрал для его резиденции уже существовавший особняк Вольфина Каменского (Вольфинов дом), стоящий на углу площади. Спустя 30 лет этот дом расширили, и здесь появилась ратушная башня (через ее готический портал можно пройти внутрь башни к обзорной площадке). В 1381 г. Петер Парлерж пристроил на углу часовню с пятью изящными витражами и с богатым внутренним убранством. В нижней части башни в 1410 г. были установлены знаменитые астрономические часыорлой, которые не раз усовершенствовались — последняя переделка прошла в 1590 г. На циферблате, в полном соответствии с тогдашними представлениями о Вселенной, Земля изображена как центр космоса с вращающимися вокруг нее планетами. Каждый час (с 8 до 21) сложный механизм запускает в движение фигуру Смерти (справа от циферблата). Когда она переворачивает песочные часы, символ краткости жизни, и тянет канат, открываются два маленьких окошка над часами, откуда выходит процессия двенадцати Апостолов, которых ведет Св. Петр. Процессия удаляется, окошки закрываются и пение петуха заканчивает представление. Кроме Смерти, в астрономических часах установлены еще три фигуры: "Турок", "Суета" (купец с денежным мешком) и "Похоть" (красотка с зеркалом). Под циферблатом — календарь со знаками зодиака и с изображениями сцен труда (XIX в.). Рядом с башней с течением времени выросли другие части ансамбля, среди которых — Крыжев дом с прелестной решеткой, украшенной гербом города, девизом "Praga kaput regni" ("Прага глава королевства") и изысканным окном зала Совета (XVI в.); дом Микеша и средневековый дом Петуха ("У Кохута").
Перед зданием ратуши на южной части площади, заключенной между Целетной и Железной улицами, — серия особняков в романском и готическом стилях и с курьезными названиями и декором: дом Сторха, появившийся в XIX в. на месте готической постройки и украшенный живописью на фасаде, изображающей Св. Вацлава на коне; каменный дом Овна, выделяющийся прелестным порталом (XVI в.), с изображением "единорогого" барана; дом Каменного Стола (XIV в.), дом Несчастного Бедняка (романская эпоха); дом Золотого Единорога (XII в.). За Железной улицей — ряд домов, объединенных портиками: "У Журавля", "У Красной Лисы", "У Голубой Звезды". С домом Охса они сообщаются через Мелантрихов переулок.
После осмотра площади, минуя Тынский храм, можно пройти к красивой церкви Св. Иакова (Якуба), основанной в XIV в. Сейчас она являет собой барочный стиль, так как в 1689 г., после разрушительного пожара, прошла капитальная перестройка церкви. Интерьер, декорированный лепниной, скульптурой и живописью, хранит главную достопримечательность резную гробницу графа Братислава Митровичского, исполненную в 1714-1716 гг. Неподалеку от церкви Св. Иакова — Пороховые ворота, строительство которых, в честь Владислава II Ягеллонского, началось в 1475 г., а закончилось только во второй половине XIX в. Рядом с ними находится самая известная постройка Праги в стиле "модерн" Обецный (ратушный) дом, возведенный в 1905-1911 гг. Антонином Балсанеком на месте старого королевского дворца, разобранного в начале XX в. Этот дом отличается огромной мозаикой на фасаде, выложенной Карелом Спираллом. Убранством интерьеров занимался другой архитектор, Освальд Поливка, пригласивший к сотрудничеству лучших пражских художников той поры, в том числе, естественно, Альфонса Муху. Муха расписал, среди прочего, плафон в зале мэра, ставший одним из самых красивых залов здания. Достоин особого внимания и зал Смётаны — знаменитая филармоническая аудитория Праги, расположенная на первом этаже и декорированная статуями, покрытый изящным стеклянным куполом.
За Пороховыми воротами начинается старинная Целетная улица, которая вместе с Карловой улицей, соединяющей Старый Город с Карловым мостом, образовывала так называемую Королевскую дорогу — путь чешских государей к собору Св. Вита на коронационные торжества. Теперь на этой улице — множество магазинов, разме¬щенных на первых этажах старинных домов, представ¬ляющих различные архитек¬турные стили — готический, ренессансный, барочный. Свернув влево у дома Черной Мадонны, конструктивистского здания 1911 г., можно попасть на Овощную улицу. В ее глубине, слева, высится театр имени Моцарта, а справа — Каролинум, древний пражский университет, основанный в XIV в. Карлом IV и включающий в себя сегодня факультеты искусств, права, меди¬цины и богословия. От перво¬начального ансамбля, строи¬тельство которого началось в 1348 г., до наших дней дошли лишь фонарь (эркер) капеллы со стрельчатыми готическими окнами и аркады нижнего этажа. Барочный облик здания, каким мы видим его ныне, обязан перестройкам зодчего Ф. Каньки (XVIII в.). С первых дней своего существования этот университет должен был служить колыбелью образования не только для Чехии, но и для всех государств империи Карла IV, и потому его разделили на две структуры — чешскую и немецкую (это касалось как студенчества, так и преподавательского состава). Когда в начале XV в. Ян Гус стал преподавать с университетской кафедры новые реформаторские идеи, немецкоязычная часть университета ему резко оппози-ционировала. Несмотря на это противостояние (и в немалой степени благодаря поддержке Вацлава IV, первоначально одобрявшего идеи Гуса), в 1409 г.

Ян Гус был назначен ректором университета. Его назначение, естественно, вызвало резкий протест немецкой профессуры, покинувшей Прагу и основавшей новый университет в Лейпциге. Каролинум остался верен гуситским идеалам и после трагической гибели Гуса, и поэтому, после окончательного разгрома чешских патриотов в битве при Белой горе, университет был закрыт. Спустя некоторое время его открыли вновь, но на этот раз под бдительным оком отцов-иезуитов. В конце XVIII в. свободолюбивые традиции университета, с полным подчинением его государству, были окончательно пресечены. В XIX в. снова состоялось разделение этого учебного заведения на две части: немецкую и чешскую, но с окончанием Первой мировой войны немецкую структуру опять ликвидировали, а университет вновь получил свое первоначальное название Карлов университет.

Оставив справа Железную улицу, можно попасть к старинной церкви Св. Галла, основанной в 1232 г. Спустя столетие она была капитально реконструирована, а в XVIII в. почти целиком перестроена архитекторами Карло Лураго и Джованни Доменико Орси. Вокруг церкви — древний и весьма живописный квартал. Отсюда можно пройти к дому Двух Золотых Медведей с ценным ренессансным порталом (1580), украшенным фигурами двух медведей и элегантным лепным декором. Свернув направо, вы попадете на Малую площадь, в центре которой — старинный колодец (XVI в.). Здесь же стоит дом Ротта, с фасадом, украшенным живописью. В этом доме, называемом также домом Трех Белых Роз, в XV в. находилась типография, где была отпечатана первая книга на чешском языке — Библия. Слева от площади начинается Карлова улица, проложенная в XII в., где стоят одни из самых красивых готических и ренес-сансных домов Праги (до 1848 г. улица называлась Иезуитской). Среди них — дом Золотого Колодца, на фасаде которого водружены статуи Девы Марии и Святых (начало XVIII в.) и дом "У Золотой Змеи", где в 1714 г. открылось первое городское кафе.
Свернув с Карловой улицы налево, на Гусову улицу (на ней находится древняя церковь Св. Эгидия с барочным внутренним залом), а затем — направо, выходим к Вифлеемской капелле, возведенной в 1391-1394 гг. Она знаменита тем, что в ней проповедовал Ян Гус. Современная реконструкция этого здания произведена в 1950-1952 гг. За Этнографическим музеем, справа, начинается Ли¬ловая улица, от которой влево отходит Анненская улица. Здесь стоит монастырь Св. Анны, а в самом ее конце, на берегу Влтавы, — музей Смётаны, посвященный известному ком¬позитору.
Вернувшись на Карлову улицу, можно пройти к предмостной Кржижовницкой площади (Кава¬леров Св. Креста), где доми¬нирует Староместская башня Карлова моста, а также огромный комплекс Клемен-тинум — резиденция иезуитов, устроенная в XVI в. на месте старой доминиканской обители и напоминающая своим обликом крепость. Сегодня здесь — богатейшая Национальная библиотека, насчитывающая более 4 млн. книг. Если по той же Карловой улице отправиться в направление Старе Места и свернуть влево, можно попасть на Марианскую площадь, где на углу Гусовой улицы стоит интересный особняк Клама Галласа, в барочных формах. Его возвел венский архитектор Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах в начале XVIII в. Особенно хорош барочный портал здания (1714 г.; Маттиаш Браун), обрамленный монументальными статуями Геракла. Внутри особняка выделяется парадная лестница, а также старинные фресковые украшения. Отсюда можно вернуться на Староместскую площадь — чтобы отправиться в древний еврейский квартал Праги.
 

Пражский кремль

 Прага Пражский кремль

Пражский кремль на Градчанах — это гигантский архитектурный ансамбль, почти город в городе. В течение веков он строился на холме, что стоит над Малой Страной, напротив право­бережного Старе Места (Старого Города).

В конце IX в. князь Боржевой поставил на холме замок, а немного позже, внутри крепостных стен, — каменный храм, посвященный Деве Марии, от которого сегодня не осталось никаких следов. В 905 г. Вратислав I начал строительство в кремле базилики Св. Георгия (Йиржи), ставшей самым древним памятником романского искусства в Праге. У ее стен позднее появился монастырь, ставший одним из главных религиозных и культурных центров города. В 925 г. князь Вацлав начал строительство ротонды Св. Вита — именно на ее месте вырос современный кафедральный собор. Спустя десять лет правитель был убит своим братом Болеславом, а после причисления Вацлава к лику Святых, мощи князя-страстотерпца поместили в особую часовню, которая в 1060-1074 гг. была расширена до форм романской базилики. Прага, уже с 973 г. получившая епископскую кафедру, выбрала кафедральным собором именно храм Св. Вита. В 1085 г., когда здесь первым королем Чехии короновался Врати­слав II, пражский Град ("град" на чешском означает "замок", "кремль") уже превратился в символ и светской, и духовной власти, олицетворявшийся самим замком и базиликой Св. Вита. После 1306 г., когда Вацлав III был коварно убит, спустя лишь год после восхождения на трон, и династия Пржемысловичей пресеклась, кремль опустел — вплоть до начала правления Яна Люксембургского.

Его сын Карл I, получивший в 1346 г. чешскую корону, с 1355 г. предпринял реконструкцию своей резиденции. В том же году его короновали как императора Священ ной Римской империи (с изменением порядкового номера: он стал Карлом IV), и пражский кремль на время вернул себе статус центра политической и религиозной жизни страны. Не был обойден вниманием и собор Св. Вита: по повелению Карла IV здесь также начались работы. Однако, когда в 1378 г. на трон взошел сын Карла Вацлав IV, замок, только что реконструированный, был оставлен королем — ради дворца, находящегося в Старом Месте. Только в 1484 г., после окончания Гуситских войн, в течение которых Град переходил от католиков к гуситам и обратно, сюда вернулся королевский двор. Это произошло в правление Владислава II Ягеллонского.

 

Прага

В эпоху Габсбургов, в особенности, при Рудольфе II, царствовавшем в 1576-1611 гг., и при Марии Терезии, правившей в 1740-1780 гг., в пражском кремле вновь прошли капитальные работы: были реконструированы его древние части, добавлены новые строения, разбиты сады, поставлены Матвеевские ворота (в 1614 г.), замкнувшие периметр ансамбля, а главное  - начато возведение грандиозного императорекого дворца, что вызвало радикальные перестройки зданий, выходящих ко второму и третьему внутренним дворам.

Могучий дворец в стиле венского рококо был возведен Николо Пакасси на самом важной точке города. Зодчий сумел гармонично объединить в одно целое уже существовавшие в кремле постройки, прибавив к ним новый центральный корпус. Перед зданием устроен парадный двор, где и сейчас каждый день в полдень проходит живописная церемония смены караула.

Кованая ограда перед дворцом увенчана императорским гербом Марии    Терезии    и    украшена  восемью пилястрами, на которые водружена копия скульптурной композиции Тигантомахия" (битва Гигантов с Титанами), созданная Игнацом Платцером в 1768 г. В здания XVIII в. были включены Матвеевские ворота (архитектор Скамоцци), ведущие во второй двор, окруженный зданиями эпохи Рудольфа II Габсбурга. Позднее над архитектурой этого двора работал и Н. Пакасси (среди интерьеров этих зданий особой пышностью выделяются Испанский зал и Галерея Рудольфа). В старых королевских конюшнях, на север­ных и западных сторонах двора, сейчас размещена Галерея замка, где хранятся ценнейшие произведения искусства эпохи ренессанса и барокко, собранные все тем же Рудольфом П. В третьем дворе возвышается грандиозный собор Св. Вита, символ пражской истории. Возник­ший на основе романской бази­лики второй половины XI в., которая, в свою очередь, появилась на месте ротонды Св. Вита, и часовни князя-мученика Вацлава, храм в 1344 г., при Карле IV, начал новую жизнь: правитель пригласил к архитектурным работам французского зодчего Маттиа (Матвея) Аррасского. После его смерти перестройкой занялся выдающийся немецкий архитектор Петер Парлерж, придавший храму еще более оригинальный облик. Начало Гуситских войн, которые обескровили всю страну, стало причиной прекращения работ. Более того, собор, главный католический символ страны, был захвачен восставшими гуситами в 1421 г. После окончания войн государст­венная казна опустела, и очень долгое время здесь ничего не строилось (лишь в 1566-1589 гг. Александр Коллен де Малине возвел королевскую усыпальницу). Реконструкция    продолжилась  только во второй половине XIX в. (возведение западного фасада, двух больших шпилей и нефа) и закончилась в 1929 г., когда собор, спустя почти тысячу лет после гибели Св. князя Вацлава, был наконец-таки освящен. В 1920-х гг. западный фасад собора, исполненный в неого­тическом стиле и украшенный большим окномрозой со сценой "Сотворение человека" и тремя бронзовыми порталами, стал главным входом, — прежде им служил южный фасад, декорированный Золотым порталом с восхитительной мозаичной картиной "Страшный суд" с золотым и красным фоном. В свое время Петер Парлерж спроектировал над этим порталом готическую башню, увенчанную барочным куполом (Николо Пакасси; XVIII в.). Интерьер храма с его тремя нефами и трансептом, хором, боковыми капеллами, готическими сводами и нервюрами — это истин ный шедевр пространственной гармонии и изящества. В целом внутренний зал был разработан все тем же зодчим Парлержем. В верхнем регистре стен — ценное трехчастное окно XIV в., украшенное бюстами исторических деятелей Чехии и являющееся одним из самых лучших образцов чешской готики. По обеим сторонам от главного входа — три неоготических капеллы, устроенных в начале XX в. Они декори­рованы прелестными витражами, исполненными в стиле чешского "модерна".

Пройдя мимо органа XVIII в., установленного в левой части центрального нефа, и новой ризницы, можно приблизиться к главному алтарю (1870), где установлено изысканные деревянные панно, часть которых вырезана в XVII в. За ними - королевская усыпальница XVI в. Слева от главного алтаря — изящная кафедра XVII в., справа —     пышная   гробница   Св.   Яна
Непомуцкого, исполненная цели­ком из серебра в первой половине XVIII в. Пройдя в правый неф,  следует осмотреть великолепный образец "пламенеющей" готики —королевский ораторий (молельню) XV в., связанный с королевским дворцом крытым коридором. Рядомчасовня Св. Креста, спуск из которой  ведет  в  королевскую крипту, где, кроме гробниц Карла IV, его сына Вацлава IV, Рудольфа II   и   других   членов   правящих династий, можно осмотреть руины первоначальной ротонды Св. Вита
и романской базилики. Выйдя из крипты   к   хорам   и   повернув направо, посетитель увидит самую известную достопримечательность собора — капеллу Св. Вацлава (этот князь был убит своим братом Болеславом прямо в капелле Св. Вита в 935 г.). Ее возвел в 1362-1367 гг. в стиле чистой готики Петер   Парлерж.   Декор   стен часовни, облицованных поделоч­ными камнями и позолоченными
вставками, в XVI в. Дополнился фресками, изображающими житие Святого князя (в верхнем регистре) и земную жизнь Иисуса Христа   (в   нижнем   регистре). Мощи венценосного страстотерпца почивают в алтаре. Визит в Пражский кремль нельзя считать законченным без прогулки по знаменитой Златой улочке, на которой, под прикрытием крепостной стены, стоят грациозные и миниатюрные домики, где, по городскому преданию, в Средневековье жили алхимики и маги (в действительности здесь жили дворцовые стрельцы, сторожа собора, а также ювелиры, давшие
название улочке).

 
 

Йозефов и старое еврейское кладбище

Прага старая сенагога

 

Eврейская община обосновалась в Праге уже во второй половине X в. Сначала еврейские торговцы селились у подножия кремля, затем, с конца XI в., — на Вышеградской дороге, к югу от Старого Города, а начиная с XII в. — в квартале, впоследствии названном Йозефов. Пражское гетто было одним из самых важных в Центральной Европе — во многом благодаря эконо­мическому благополучию его обитателей.

Увы, история пражского еврейства имеет много печальных страниц: на них, например, часто обрушивались погромы. Пражане не раз, когда на город обрушивались различные напасти, делали из еврейской колонии козла отпущения. Тяжелое положение усугубили решения Четвертого Лютеранского Собора 1215 г., в соответствии с которыми иудеев изгнали с государственной службы и обязали носить униформу и жить исключительно в гетто. В 1236 г., как бы в продолжение репрессивной политики Католической Церкви, евреев объявили "слугами императора".

Несмотря на ряд послаблений    (Оттокар   II,   к примеру,    в    1254    г. I признал   за   ними   ряд важных   прав,   в   том  числе на исполнение религиозных обрядов     и     на внутреннее судебное разбирательство; веротерпим был и император Рудольф II), пражское гетто в течение столетий „   подвергалось   дискриминации и насилиям, кульминация которых пришлась на кровавый     погром 1389   г.:    горожане   решили, что   именно   евреи   отравили воду и вызвали эпидемию чумы, унесшую жизнь трех тысяч человек.

Восхождение на трон просвещенного императора Иосифа II Габсбургского, правившего в 1780-1790 гг., ознаменовало начало новой эпохи в судьбе гетто.

За евреями признали многие гражданские права, в том числе право на полноправное участие в экономической и торговой жизни страны, а в 1782 г. на них был распространен указ о веротерпимости, провозглашенный для некатолических христианских вероисповеданий годом ранее (впрочем, евреев официально продолжали считать людьми второго сорта: уравнивание их в правах с остальными подданными Австро-Венгерской империи произошло лишь в 1867 г.). В результате этих реформ зажиточные евреи покинули гетто, которое тогда решили назвать Йозефов — в честь императора-благодетеля (оно при этом получило статус пятого квартала города).

Дома гетто, частично оставленные, заняли пражские бедняки, люди различных конфессий и национальностей, печальной судьбою приведенные в это странное место с узкими, темными улицами и убогими многоэтажными жилищами. В конце XIX в. для оздоровления этой зоны городская администрация решила разобрать строения квартала: работы начались в 1893 г. и закончились в начале XX в.

От старого гетто, превосходно описанного в романе Густава Мейринка "Голем" осталось лишь шесть синагог, еврейская ратуша и кладбище. Все эти "фрагменты" вошли в новую жилую застройку. Из оставшихся синагог самой старинной и известной является Староновая синагога, раввином которой служил знаменитый  Рабби Лёв (1520-1609) — именно его городская молва считала создателем легендарного великана Голема. Готическое здание, появившееся в 1270-1275 гг. (это древнейшая синагога Средней Европы), уцелело благодаря некой изолированности от остального гетто. Пинкасова и Высокая синагоги возникли в XVI в. На стенах Пинкасовой синагоги, отстроенной в готическом стиле в 1535 г., высечены имена и даты жизни 80 тысяч евреев из Чехии и Моравии, погибших в нацистских лагерях.

Здесь же — трогательная экспозиция рисунков еврейских детей из лагеря в Терезине. Это местечко, находящееся в 60 км от Праги, служило транзитным пунктом перед отправкой в концлагеря.

Через Терезин прошло более 15 тысяч детей. Неподалеку от Пинкасовой синагоги — Май зелова синагога, связанная с именем известного раввина Мордехая Майзеля (1528-1601), главы еврейской колонии в эпоху Рудольфа II (он же и выступил инициатором строительства этой синагоги в 1591 г.). В 1689 г., во время ужасного пожара, молитвенный дом сгорел, но на рубеже XIX-XX вв. отстроен вновь. Сегодня здесь — выставка истории чешских и моравских евреев в XIV-XVIII вв. В синагоге Клауша (XVII в.) — другая интересная экспозиция, посвященная иудейским традициям и обрядам.

У синагоги Клаус расположилось старинное еврейское кладбище — одно из самых интересных мест не только гетто, но и всей Праги. Учрежденное в первой половине XV в., кладбище продолжало действовать до 1787 г. На этом пятачке земли жители гетто в течении    трех    с    половиной  столетий погребали своих мерт­вых. Естественно, пространства не хватало, и единственно возможным решением (поскольку иудейская религия запрещает уничтожение могил) стало захоронение одних гробов над другими.

 

Надгробия тоже ставились друг над другом.

По территории кладбища ведет узкая тропинка, окруженная памятниками в виде стволов деревьев — на них, в соответствии с иудейской традицией, многие посетители оставляют записки мертвым, придавливая их камушком.

Среди 12 тысяч зарегистрированных могил особой пышностью выделяются надгробия раввинов Раби Лёва и Мордехая Майзеля.

На башне еврейской ратуши (вторая половина XVIII в.) — уникальные часы с еврейскими цифрами.

Их стрелки движутся в "обратном    направлении",    в соответствии с традицией еврейской письменности.


Архиепископский дворец и окрестности Градчанской площади

За Градчанской площадью, слева от кремля, располгается величественный дворец с белым фасадом, где и поныне размещается Пражский архиепископат.
Его строительство началось сразу же после пожара 2 июня 1541 г., разрушившего Малую Страну, Град и окружающие кварталы. Пражская аристократия и клир сразу же начали новое строительство на пепелище: эта территория пользовалась особой популярностью благодаря своей близости к кремлю. Архиепископский дворец, по проекту архитектора Бонифация Вольмута, возвел в 1562-1564 гг. Ульрико Аосталли, но уже в 1675-1694 г. его решительно перестроил Жан-Батист Матей. Наконец, в первой половине XVIII в. монсеньор Антонин Приховский заказал архитектору Иоганну Йозефу Вирху полную переделку экстерьера. Трехъярусный фасад с пилястрами и полуколоннами, геометрически выразительный и изящный, обладает интересными элементами в стиле рококо (балконы и окна на "барском" этаже). Центральный корпус, фланкированный двумя флигелями, на нижнем этаже распахивается проемом прекрасного портала (возможно, работы Ж.-Б. Матея). Над ним — герб архиепископата Праги.
Архиепископат был учрежден в 1344 г., после ходатайства императора Карла IV перед Римом, и резиденция местного "князя Церкви" сразу приобрела важную роль — и религиозную, и политическую. В 1562 г. Фердинанд I Габсбургский, взошедший на трон в 1526 г., приобрел это здание и передал его католическому епископу. Этот жест символизировал возвращение католичества в Прагу после разгрома движения реформаторов-гуситов. Столетием спустя, когда победа при Белой Горе (1620) ознаменовала окончательное торжество папис-товнемцев, под предводитель¬ством Фердинанда II, над вос¬ставшими чехами (они тщетно попытались избрать своим коро¬лем кальвиниста Фридриха V), Архиепископский дворец опять выдвинулся на первый план в жизни города, став олицетво¬рением возвращения Чехии в юрисдикцию Римских Пап, под короной Габсбургов. Маленькая улочка слева от Архиепископского дворца ведет от Градчанской площади вниз, к Штернбергскому дворцу. Его строительство шло в несколько приемов на рубеже XVII-XVIII вв., а среди занятых здесь зодчих были такие выдающиеся корифеи барокко, как Доменико Марти-нелли, отец и сын Динценгоферы (они построили также церковь Св. Микулаша в Старом Городе и Св. Яна на Скалке) и веронец Джованни Баттиста Аллипранди. В обращенном к парку сильно выступающем эллиптическом ризалите размещена коллекция старого европейского искусства, принадлежащая Национальной галерее Праги. Истоки коллек¬ции относятся к концу XVIII в., когда граф Франц Йозеф Штернберг, вдохновленный примером европейских столиц, заимевших публичные пинакотеки, основал Общество патриотических друзей искусства (1796). Его меце¬натская инициатива получила широкую поддержку в среде чешской знати и бюргерства, и к концу прошлого века пражская картинная галерея приобрела множество шедевров европей¬ских художников — итальянских (Бронзино, Веронезе), испанских (Эль Греко, Гойя), нидерландских ("Сенокос" Питера Брейгеля Старшего и "Портрет ученого" Рембрандта), немецких ("Мадонна с розарием" Альбрехта Дюрера) и, конечно, чешских. Когда в 1935 г. был заключен Договор о взаимопомощи с СССР, и Чехословакия попала в сферу советских интересов, пинакотеку приобрело государство. А в 1945 г. ее включили в состав Национальной галереи Праги. Начиная с февраля 1948 г., после прихода к власти коммунистов, начался процесс сталинизации страны, и множество произведений искусства были конфискованы у частных лиц и переданы в галерею. Некоторые из этих работ вернулись к их первоначальным собственникам согласно Закону 1990 г., провозгласившему реституцию собственности, национализированную при коммунистическом режиме. Сначала здесь хранились и произведения современного искусства, в том числе шедевры французской живописи, а также работы кубистов, пожертвованные галерее коллекционером-искусствоведом В. Крамаржом. Недавно их перенесли в Музей современного искусства в Велетр-жнийском дворце, который вместе с Пражской галереей в замке Тройя (летнем дворце графа Штернберга) и собранием чешской живописи и скульптуры XIX в. в бывшем монастыре Св. Агнессы (Анежки) дает широкую панораму развития европейского и национального искусства.
 

Карлов мост

Карлов мост ПрагаКарлов мост (длина 516 м, ширина 10 м), стоящий на 16 могучих опорных быках, соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком, Чертовкой). В 1974 г. мост был объявлен пешеходным. Своим возникновением он обязан Карлу IV, который в 1357 г. поручил работы Петеру Парлержу, строителю собора Св. Вита. Новый мост заменил прежний мост Юдифи (по имени поставившей его королевы), первую каменную переправу через Влтаву, разршенную весенним разливом реки в 1342 г.
На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу, а со стороны Старе Места и Малой Страны на нем установлены могучие башни — все в готическом стиле, хотя и исполнены в разные эпохи. Староместская башня, сооруженная тем же Парлержом одновременно с мостом, представляют собой массивное сооружение оборонного характера. Она богато украшена скульптурой, в том числе парадными портре¬тами Карла IV, его сына Вацлава IV и изображением Св. Вита. Внутри башни — обзорная площад¬ка.
Малостранские башни соединены между собой стеною с воротами, а низкая южная башня — это остаток древнего моста Юдифи.
К монументам, изначально украшавшим мост (Распятие, статуя Св. Яна Непомуцкого и Пьета), в XVIII-XIX вв. добавились другие статуи. В настоящее время почти все они заменены на копии, а оригиналы, в целях лучшей сохранности, перенесены в Лапидариум (филиал Национального музея). Если идти от Старе Места, то справа можно осмотреть следующие изваяния: Мадонну со Св. Бернардом; Мадонну со Св. Домиником и Св. Фомой Аквинским (XVIII в.); Распятие, установленное в 1630 г. взамен прежнего, разрушенного во время Гуситских войн; несколько изображений Святых, за которыми следует самая знаменитая и самая старинная (1683) статуя на мосту — статуя Св. Яна Непомуцкого, необыкновенно чтимого в Праге мученика, утопленного во Влтаве по повелению короля Вацлава IV. Возвращаясь по мосту от Малой Страны, на его противоположном парапете, путешественник встречает статую Св. князя Вацлава; группу, называемую "турок на мосту" (изваяния Св. Яна Матского и Св. Феликса, вызволяющих христианских пленников из агарянского плена); статую святителя Адальберта, а также превосходную композицию, представляющую мистическое видение Св. Лудгарды (1710). За лестницей со спуском к острову Кампа — статуя Св. Николая Толентинского; группа со Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием (за ними — копия статуи рыцаря XVI в.); статуя Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом выдающегося ваятеля эпохи барокко Брокоффа (слева от фигуры Святого — в виде статиста, несущего его атрибуты).
Нове Место

Нове Место

Нове Место Прага

В 1346 г. король Карл, родившийся от брака короля Яна Люксембургского и Елизаветы, дочери последнего из Пржемысловичей Вацлава III, и в тот момент еще не получивший корону Священной Римской империи и имя Карл IV, издал указ об основании Нового Города, Нове Места, названного так в отличие от вполне сложившегося Старого Города.


Деятельный венценосец успел сделать тогда уже немало: перестроил дворец пражского кремля, получил от Папы Римского для Праги статус архиепископской резиденции, а с 1344 г. начал реконструкцию собора Св. Вита. Карла IV можно считать автором градостроительной реконструкции чешской столицы, изменившей облик Праги, которая к концу его правления стала одним из самых красивых городов Европы (дополним, что в 1357 г. этот государь поставил Карлов мост, связавший Старе Место и Малую Страну). Закладкой Нового Места король желал предупредить будущую экспансию жилой застройки, к тому времени зажатой прежней территорией Старого Места. В соответствии с указом об основании Нового Места от 3 апреля 1347 г. жилье вне Старого Города, традиционного места обитания аристократии и буржуазии, должно были строиться именно в Новом Городе, который в короткие сроки превратился в центр ремесел и торговли. Здесь были проложены прекрасные широкие улицы и устроены три больших пространства, предназначенные для рынков скота, лошадей и сена. Они превратились позже в три площади — Карлову, Вацлавскую и Сеновазную, среди которых своей красотой и значительностью всегда выделялась Вацлавская (750 х 60 м), получившая свое имя после пражского восстания 1848 г. (прежде она назы валась Конным рынком) и ставшая символом национального самосознания чехов и свободолюбивого духа горожан. Это проявилось и во время Пражской весны 1968 г., когда именно здесь пражане пытались остановить советские танки, и в конце 1980-х гг., во время "бархатной" революции, закончившейся избранием диссидента Вацлава Гавела на пост президента республики. В эти важные исторические моменты обширная площадь собирала толпы людей, выходивших сюда во имя свободы, которой, увы, они часто были лишены. Здесь же проходили всевозможные манифестации и митинги, принимавшие порою формы жертвоприношения, как это произошло в 1968 г., когда юный студент факультета философии Ян Палах сжег себя на площади — в знак протеста против оккупации родной страны. Как напоминание об этой роли площади тут установлен конный монумент Св. князю Вацлаву и четырем небесным покровителям Чехии (скульптор Й.В. Мыслбек; 1913), а напротив него — трогательный памятник жертвам коммунизма: простая клумба с цветами и свечками, куда пражане приносят фотографии погибших за свободу.

 


На месте Конной заставы, стоявшей на южной оконечности площади и разобранной вместе с другими фортификациями Нового Города в 1860-х гг., в 1885-1890 гг. появилось внушительное здание Национального музея, выстроенное в неоренессансном стиле (архитектор Йозеф Шульц). Этот музей, основанный еще в 1818 г. чешскими патриотами, в своих пышных мраморных интерьерах собрал коллекции, посвященные антропологии, зоологии, минералогии и археологии. Здесь же — прославленная библиотека, где хранятся и средневековые рукописи. Здания всегда людной площади, нижние этажи которой заняты магазинами, кафе и ресторанами, — это архитектурный музей под открытым небом, демонстрирующий необыкновенную живость и изящество пражского зодчества. Дом архитектора Антонина Виля, например, украшен на фасаде фресками и выполнен в том же неоренессансном стиле, как и Национальный музей. А отель "Европа", возведенный в 1903-1906 гг., — один из самых удачных образцов пражского "арнуво". На стороне площади, противоположной Национальному музею, высится особняк Коруна, названный так по короне, что его венчает. Его стиль шутливо называют "вавилонским", так как он иллюстрирует интерес к археологии, родившейся на рубеже XIX-XX вв. после раскопок в Месопотамии. На другой стороне под номером 12 — дом Петерка работы Яна Котера, ознаменовавшего появление рациональной ветви стиля "модерн". В глубине площади — интереснейший музей Мухи, посвященный великому художнику рубежа веков Альфонсу Мухе (1860-1939). От Вацлавской площади пешеходная улица На Пршикопе ("На Рву"), застроенная домами прекрасной архитектуры, ведет в сторону Влтавы и доводит до другого важного здания Нового Места — Национального театра, олицетворяющего художественную историю Чехии. Его появление относится к концу XVIII в., когда подъем патриотических чувств (деятельных патриотов называли "будильниками") вызвал в чешском народе осознание необходимости истинно народного театра, со временем действительно ставшего храмом чешской культуры. Решение о строительстве театра было принято уже в 1849 г., однако работы затянулись — в основном, из-за отказа австрийских властей в их финансировании. Лишь в мае 1868 г. началось возведение театра — благодаря средствам, собранным по народной подписке в Чехии и Моравии под лозунгом "Нация — себе". Проект здания в неоренессансном стиле составил Йозеф Зитек, один из самых выдающихся архитекторов той эпохи. Когда театр был открыт в 1841 г., чехи искренне ликовали. Однако вскоре их постиг тяже¬лый удар: спустя несколько недель он полностью сгорел. Тут же чехи решили открыть новую подписку среди населения, и всего через два года здание отстроили, на этот раз по проекту Й. Шульца, автора Национального музея.
ПрагаГлавный фасад театра декорирован изящной пятиаркадной лоджией, над которой устроен аттик со статуями Аполлона и Муз. По краям фасада — бронзовые изваяния Победы на колеснице. Могучий корпус здания увенчан красивым голубым куполом со звездами. Интерьеры театра, исполненные ведущими чешскими художниками рубежа веков, поражают своей роскошью. В первую очередь запоминается зрительный зал с роскошной королевской ложей, с тремя ярусами балконов и с богатым занавесом, где Войтех Гинайс изобразил народный сбор средств. На плафоне зала представлены аллегории искусств.
В 1970-1980-х гг. в театре произвели скрупулезную реставрацию, в ходе которой появилась "Новая сцена": новый зрительный зал, возведенный с обширным использованием стекла (архитектор Карел Прагер). В ноябре 1983 г., в честь окончания реставрации, в Национальном театре была дана опера Смётаны "Либуше", постановкой которой его открыли сто лет назад.
 

По материалам
http://www.eurohousestour.ru/prague_history_ru_new.htm

Чехия
Прогноз погоды в Чехии
Климат Чехии
Прага
Гостиницы праги 5 звезд *****
Пражские повести и легенды
Прага история и современность
Карловы Вары
Карловы Вары отели
Показания к лечению на курорте Карловы Вары
Минеральные источники курорта Карловы Вары
Карловы Вары погода
Марианские Лазне
Марианске Лазне погода
Чешская кухня
Чешские замкки
Русско-чешский разговорник
Расписание авиарейсов в Чехию